+7 (908) 046-69-99
Челябинск, ул. Лермонтова, д.19
Пн-пт, с 8:00 до 12:00

Логопедические упражнения на каждый день: проще не бывает!

 

Как и во многих других сферах, в логопедии лучше предупредить возникновение проблем с постановкой речи, чем потом их решать. Для этого есть множество приёмов! Логопедические упражнения в игровой форме будут интересны и малышу, и маме, и займут совсем не много времени (например, пока Вы едете в транспорте, стоите в очереди)! Регулярно проделывая хотя бы несколько из них, Вы поможете своему ребёночку научиться говорить чётко, ясно, правильно и красиво.

1. Массаж тела. Да-да, массаж – это одно из логопедических упражнений. Речь формируется постепенно: от простого «а» до сложного «р», так как мышцы речевого аппарата укрепляются с возрастом. Это как с хождением: сначала малыш учиться переворачиваться, затем ползать, сидеть, стоять, ходить, бегать. Как для ускорения и улучшения этих процессов в педиатрии советуется массаж, так и в логопедии массаж приветствуется и даёт отличный результат. Это не какой-то специальный массаж, а простые поглаживания, лёгкие пощипывания, особенно лица. Они помогают ребёнку ощутить те свои части тела, которые он не видит и не может рассмотреть, как ручки или ножки. Массаж можно делать перед сном либо после сна, проговаривая все части лица. Больше внимания рекомендую уделять участкам, которые отвечают за речь: губы, щёки, подбородок.

2. Массаж языка. Как только Вы начинаете чистить зубки Вашему малышу, можно приводить в тонус и язык, лёгкими движения щёточки проводя по разным участкам языка. Полоскать водой рот тоже весьма полезное и многофункциональное упражнение. Так формируется сторонность (переливание воды из одной щеки в другую), мышцы губ укрепляются (ведь губы должны быть сомкнуты, чтобы вода не вылилась) и растягиваются щёчки.

3. «Толстячок-худышка». В более старшем возрасте после чистки зубов перед зеркалом можно и покривляться. Попросите ребёнка попробовать дотянуться языком до носа, до подбородка, до правой, левой щеки. Во время этих упражнений-игр мышцы языка крепнут, и малыш учится ими управлять. Набирая воду в рот, он видит, как надуваются его щёки. Попросите ребёнка надуть щёки без воды, затем наоборот, втянуть щёки. Вы не поверите, но есть дети, которые и в 5 лет не умеют это делать. Если не получается, на помощь может прийти трубочка для коктейля. Все дети любят делать бульки в стакане с водой  — это для того, чтобы научить надувать щёки. Если у малыша не получается втянуть щёки, пусть он посмотрит в зеркале, как он пьёт из трубочки или просто тянет воздух в себя, и у него постепенно начнёт получаться. На занятиях я называю эти упражнения «толстячок-худышка». Они приводит в тонус и укрепляют мышцы щёк.

4. «Улыбка-дудочка». Довольно большое количество упражнений базируется на противоположностях (надуть щёки – сдуть щёки) либо на расслаблении – напряжении. Одно из них я называю «улыбка-дудочка»: просим ребёнка улыбнуться широко-широко, насколько у него это получается, затем наоборот, сложить губки так, будто он играет на дудочке. Зубы в это время всегда вместе! Тем самым мы помогаем ребёнку увидеть и ощутить разницу. Визуально звуки «с» и «ш» только тем и отличаются, что при «с» губы в улыбке, при «ш» — в «дудочке». То же самое с «з» и «ж». Данные упражнения можно проводить в двух вариантах, когда зубы видны и не видны. Губы напрягаются и мышцы укрепляются.

5. «Блинчик-иголочка». Расслабление-напряжение можно практиковать в упражнении «блинчик-иголочка». Сначала язык широкий и расслабленный и лежит на нижней губе, он как бы похож на круглый блинчик, затем мы вытягиваем и напрягаем язык, как будто хотим до чего-то дотянуться – имитируем иголочку. И так поочерёдно. Первое время дети напрягаются и расслабляются ещё и всем телом. Постепенно важно это отслеживать и отмечать, что упражнение делается только языком. Многие звуки также проще ставить, когда ребёнок понимает, как это — расслабить или напрячь язык.

6. «Футбол». Многие переживают по поводу длины уздечки. Её легко можно растянуть. В том числе «иголочка» из предыдущего пункта способствует этому. Также есть отличное упражнение «футбол». Наши щёки – ворота, язык – мяч. Нужно забить гол  в каждые ворота. Толкаем языком в щёки настолько сильно, насколько это возможно. Так, чтобы было видно, как язык выпирает.

7. «Жвачка». Отлично приводит в тонус язык следующее упражнение. Представляем, что язык стал жвачкой, и «жуём» его на одной стороне, затем на другой. Если Вы против жвачек, можно заменить название на любой другой продукт, любимый Вашим ребёнком.

8. «Лошадка». Многие знают про цоканье лошадки. Очень полезное упражнение. И очень важное, кстати, при постановке пресловутого «р». Хорошо, когда малыш как-то сам учится этому упражнению, так как словами его трудно описать. Цокайте на здоровье сколько влезет. В идеале данное упражнение нужно делать так, чтобы цокал лишь язык, челюсть при этом была неподвижна.

9. «Качели». При максимально широко раскрытом рте стараемся языком дотянуться до внутренней части зубов, сначала верхних, затем нижних, имитируя раскачивающиеся качели «вверх-вниз». Тут и для поставки многих звуков будет отличное начало, и уздечка растягивается, и мышцы языка крепнут. Как я писала выше, визуально звуки «с» и «ш» (как и «з» и «ж») отличаются положением губ, внутри же язык лишь немного меняет своё положение. При «с» («з») он находится внизу, язык широкий, а во время «ш» («ж) язык немножко поднимается вверх, касаясь верхних зубов, и тоже остаётся широким.

10. Если ребёнку объяснять упражнения названиями, всё проще и легче. Есть ещё много других упражнений, при желании Вы найдёте описания, видео и картинки в интернете. А мне в заключение хотелось бы остановиться на сторонности. Часто в своей практике я сталкиваюсь с тем, что многим детям довольно сложно прикрыть только один глаз, надуть одну щеку, улыбнуться одной стороной. Поэтому у таких деток можно заметить, будто они разговаривают одной стороной. Это может быть не так явно, но на это стоит обратить своё внимание и практиковать развитие сторонности. Если малыш может закрыть лишь один глаз, а второй никак, сделайте из листа бумаги «подзорную трубу» и высматривайте в окне или на улице различные предметы, чередуя глаза. Обязательно тренируйте мышцы вокруг глаз, имитируя удивление (брови вверх) и злость (хмуримся). Если никак глаз не закрывается, говорим, чтобы ребёнок похмурился и приподнял рукой щёку вверх, тем самым глазик закроется. Кажется, что любой это умеет, на первый взгляд это проще простого. Но на самом деле многим деткам это даётся с трудом. Тут помогут и описанные в этом пункте упражнения, и массаж. Массаж можно делать маме ребёнку или научить ребёнка делать массаж себе самому.

Дорогие мамы, помните, что в Ваших занятиях с ребёнком главное не говорить «надо позаниматься, тебе это нужно и т.д., и т.п.», не заострять внимание на этом. Занимайтесь, играя, промежду прочим. Идёте в сад, гости, едите на машине — вспомните хоть одно упражнение. «А как кошечка разговаривает? А собачка? А как лошадка цокает?». «Покажи мне, как сильно ты умеешь надувать щёки, а наоборот?». «Играем в эмоции. Угадай, что я сейчас делаю? Улыбаюсь, хмурюсь, удивляюсь? А теперь твоя очередь, ты делаешь, а я угадываю». Таким образом в день можно проделать целый курс упражнений весело и непринуждённо. С детками до семи лет всё должно проходить в игровой форме, только так это приносит пользу и откладывается в памяти. Поучиться малыши успеют, ещё 12 лет школы впереди. Удачи всем!

Как и во многих других сферах, в логопедии лучше предупредить возникновение проблем с постановкой речи, чем потом их решать. Для этого есть множество приёмов! Логопедические упражнения в игровой форме будут интересны и малышу, и маме, и займут совсем не много времени (например, пока Вы едете в транспорте, стоите в очереди)! Регулярно проделывая хотя бы несколько из них, Вы поможете своему ребёночку научиться говорить чётко, ясно, правильно и красиво.

Дарья Щербакова1. Массаж тела. Да-да, массаж – это одно из логопедических упражнений. Речь формируется постепенно: от простого «а» до сложного «р», так как мышцы речевого аппарата укрепляются с возрастом. Это как с хождением: сначала малыш учиться переворачиваться, затем ползать, сидеть, стоять, ходить, бегать. Как для ускорения и улучшения этих процессов в педиатрии советуется массаж, так и в логопедии массаж приветствуется и даёт отличный результат. Это не какой-то специальный массаж, а простые поглаживания, лёгкие пощипывания, особенно лица. Они помогают ребёнку ощутить те свои части тела, которые он не видит и не может рассмотреть, как ручки или ножки. Массаж можно делать перед сном либо после сна, проговаривая все части лица. Больше внимания рекомендую уделять участкам, которые отвечают за речь: губы, щёки, подбородок.

2. Массаж языка. Как только Вы начинаете чистить зубки Вашему малышу, можно приводить в тонус и язык, лёгкими движения щёточки проводя по разным участкам языка. Полоскать водой рот тоже весьма полезное и многофункциональное упражнение. Так формируется сторонность (переливание воды из одной щеки в другую), мышцы губ укрепляются (ведь губы должны быть сомкнуты, чтобы вода не вылилась) и растягиваются щёчки.

3. «Толстячок-худышка». В более старшем возрасте после чистки зубов перед зеркалом можно и покривляться. Попросите ребёнка попробовать дотянуться языком до носа, до подбородка, до правой, левой щеки. Во время этих упражнений-игр мышцы языка крепнут, и малыш учится ими управлять. Набирая воду в рот, он видит, как надуваются его щёки. Попросите ребёнка надуть щёки без воды, затем наоборот, втянуть щёки. Вы не поверите, но есть дети, которые и в 5 лет не умеют это делать. Если не получается, на помощь может прийти трубочка для коктейля. Все дети любят делать бульки в стакане с водой  — это для того, чтобы научить надувать щёки. Если у малыша не получается втянуть щёки, пусть он посмотрит в зеркале, как он пьёт из трубочки или просто тянет воздух в себя, и у него постепенно начнёт получаться. На занятиях я называю эти упражнения «толстячок-худышка». Они приводит в тонус и укрепляют мышцы щёк.

4. «Улыбка-дудочка». Довольно большое количество упражнений базируется на противоположностях (надуть щёки – сдуть щёки) либо на расслаблении – напряжении. Одно из них я называю «улыбка-дудочка»: просим ребёнка улыбнуться широко-широко, насколько у него это получается, затем наоборот, сложить губки так, будто он играет на дудочке. Зубы в это время всегда вместе! Тем самым мы помогаем ребёнку увидеть и ощутить разницу. Визуально звуки «с» и «ш» только тем и отличаются, что при «с» губы в улыбке, при «ш» — в «дудочке». То же самое с «з» и «ж». Данные упражнения можно проводить в двух вариантах, когда зубы видны и не видны. Губы напрягаются и мышцы укрепляются.

5. «Блинчик-иголочка». Расслабление-напряжение можно практиковать в упражнении «блинчик-иголочка». Сначала язык широкий и расслабленный и лежит на нижней губе, он как бы похож на круглый блинчик, затем мы вытягиваем и напрягаем язык, как будто хотим до чего-то дотянуться – имитируем иголочку. И так поочерёдно. Первое время дети напрягаются и расслабляются ещё и всем телом. Постепенно важно это отслеживать и отмечать, что упражнение делается только языком. Многие звуки также проще ставить, когда ребёнок понимает, как это — расслабить или напрячь язык.

6. «Футбол». Многие переживают по поводу длины уздечки. Её легко можно растянуть. В том числе «иголочка» из предыдущего пункта способствует этому. Также есть отличное упражнение «футбол». Наши щёки – ворота, язык – мяч. Нужно забить гол  в каждые ворота. Толкаем языком в щёки настолько сильно, насколько это возможно. Так, чтобы было видно, как язык выпирает.

7. «Жвачка». Отлично приводит в тонус язык следующее упражнение. Представляем, что язык стал жвачкой, и «жуём» его на одной стороне, затем на другой. Если Вы против жвачек, можно заменить название на любой другой продукт, любимый Вашим ребёнком.

8. «Лошадка». Многие знают про цоканье лошадки. Очень полезное упражнение. И очень важное, кстати, при постановке пресловутого «р». Хорошо, когда малыш как-то сам учится этому упражнению, так как словами его трудно описать. Цокайте на здоровье сколько влезет. В идеале данное упражнение нужно делать так, чтобы цокал лишь язык, челюсть при этом была неподвижна.

9. «Качели». При максимально широко раскрытом рте стараемся языком дотянуться до внутренней части зубов, сначала верхних, затем нижних, имитируя раскачивающиеся качели «вверх-вниз». Тут и для поставки многих звуков будет отличное начало, и уздечка растягивается, и мышцы языка крепнут. Как я писала выше, визуально звуки «с» и «ш» (как и «з» и «ж») отличаются положением губ, внутри же язык лишь немного меняет своё положение. При «с» («з») он находится внизу, язык широкий, а во время «ш» («ж) язык немножко поднимается вверх, касаясь верхних зубов, и тоже остаётся широким.

10. Если ребёнку объяснять упражнения названиями, всё проще и легче. Есть ещё много других упражнений, при желании Вы найдёте описания, видео и картинки в интернете. А мне в заключение хотелось бы остановиться на сторонности. Часто в своей практике я сталкиваюсь с тем, что многим детям довольно сложно прикрыть только один глаз, надуть одну щеку, улыбнуться одной стороной. Поэтому у таких деток можно заметить, будто они разговаривают одной стороной. Это может быть не так явно, но на это стоит обратить своё внимание и практиковать развитие сторонности. Если малыш может закрыть лишь один глаз, а второй никак, сделайте из листа бумаги «подзорную трубу» и высматривайте в окне или на улице различные предметы, чередуя глаза. Обязательно тренируйте мышцы вокруг глаз, имитируя удивление (брови вверх) и злость (хмуримся). Если никак глаз не закрывается, говорим, чтобы ребёнок похмурился и приподнял рукой щёку вверх, тем самым глазик закроется. Кажется, что любой это умеет, на первый взгляд это проще простого. Но на самом деле многим деткам это даётся с трудом. Тут помогут и описанные в этом пункте упражнения, и массаж. Массаж можно делать маме ребёнку или научить ребёнка делать массаж себе самому.

Дорогие мамы, помните, что в Ваших занятиях с ребёнком главное не говорить «надо позаниматься, тебе это нужно и т.д., и т.п.», не заострять внимание на этом. Занимайтесь, играя, промежду прочим. Идёте в сад, гости, едите на машине — вспомните хоть одно упражнение. «А как кошечка разговаривает? А собачка? А как лошадка цокает?». «Покажи мне, как сильно ты умеешь надувать щёки, а наоборот?». «Играем в эмоции. Угадай, что я сейчас делаю? Улыбаюсь, хмурюсь, удивляюсь? А теперь твоя очередь, ты делаешь, а я угадываю». Таким образом в день можно проделать целый курс упражнений весело и непринуждённо. С детками до семи лет всё должно проходить в игровой форме, только так это приносит пользу и откладывается в памяти. Поучиться малыши успеют, ещё 12 лет школы впереди. Удачи всем!